Для организации подобного бизнеса офис на первых порах – не обязательно. Встречи вообще лучше проводить у заказчика или сразу на объекте. Что вам обязательно потребуется, так это качественный сайт с качественным наполнением. Жалеть средства на продвижение, особенно в первый год не стоит. Для сложных работ можно привлекать опытных дизайнеров. При выполнении тех или иных заказов можно использовать как свои наработки, так и эскизы клиентов. Любой рисунок вначале рисуется на бумаге, а потом уже переносится на стену. Стоимость разработки макета – это 10-15% от стоимости работы. Собственно рисовать на стене не так сложно. Конечно, существуют особенности, это шероховатости поверхности и на высоте при работе болят руки. Не стесняйтесь называть большую цену за свою работу. При определении цены внимательнее отнеситесь к требуемому времени для выполнения заказа и сложности работы. Стоимость работы над стеной в течение одного дня в зависимости от сложности стоит от 5000 до 15000 рублей. Это очень хороший и интересный бизнес. Для его организации не требуется больших стартовых затрат. А желание украшения интерьера и наружных стен – модная тенденция в современном мире. Как превратить призвание в доходный бизнес Филипп с Наташей переехали в Петербург с Дальнего Востока. Они расписывают стены в офисах и зарабатывают 300 тысяч рублей в месяц. Вот их история. Как пришли к идее Филипп и Наташа из Благовещенска Амурской области. Филипп учился на экономиста, Наташа — на художника-проектировщика. С 14 лет Филипп занимается граффити: рисует аэрозольной краской из баллончиков. В 17 он принял первые заказы — расписывал стены в клубах, магазинах и квартирах. После университета решил уйти в эту сферу. Для граффитчика и художника-проектировщика перспектив в Благовещенске нет. В 2014 году Филипп с Наташей поженились и переехали в Санкт-Петербург искать работу. Наташа устроилась дизайнером интерьеров, а Филипп начал работать на себя. Молодого человека в городе никто не знал, подходящего портфолио у него не было. Филипп искал заказы на форумах, давал объявления на «Авито» и оставлял рекламу на асфальте. Случалось, что люди звонили и просили нарисовать им не граффити, а такую же рекламу на асфальте. Заказы не приносили удовольствия и большой прибыли, но позволяли тренироваться и пополнять портфолио. Постепенно появлялись клиенты, которые заказывали роспись офисов, ресторанов и клубов. В 2016 году Филипп за 5000 рублей открыл ИП. Число заказов росло, поэтому Наташа уволилась и присоединилась к мужу. Компанию назвали «Дизайн НФ». Портфолио Без хорошего портфолио нет заказов. Сначала Филипп брался за любые задачи — даже те, что не требовали творчества и особого мастерства. Последние три года Филипп с Наташей работают только с такими проектами, которые им интересны. В 2014 году Филипп выиграл тендер на роспись 50 м² офиса Тинькофф-банка. Главным призом были не деньги, а Макбук. Зато после конкурса появились крупные заказы — клиенты видели, что Филиппу доверяет банк. Роспись офиса заказал университет онлайн-профессий «Нетология», ресторан «Маркетплейс» и отели Санкт-Петербурга. В 2016 году Тинькофф-банк заказал Филиппу разрисовать главный офис на Головинском шоссе. Сейчас они расписывают десяток офисов банка в разных городах России. Клиенты и продвижение «Дизайн НФ» приглашают расписать офисы, рестораны, отели и клубы. Небольшие проекты ребята берут редко — они отнимают силы, но приносят мало выхлопа. Расписать квартиру Филипп и Наташа возьмутся только по знакомству. Почти все клиенты приходят по рекомендациям, некоторые — через сайт или соцсети. За 4 года у Филиппа с Наташей было два сайта. Первый сделали друзья за 15 тысяч рублей. Тогда наши герои думали, что чем навороченнее сайт, тем лучше. В 2016 году друзья бесплатно сделали Филиппу и Наташе новый сайт. В нем легко ориентироваться, есть форма обратной связи и отзывы, прописана общая схема и условия работы. Чтобы показать готовые работы, наши герои фотографируют результат. Если заказ и условия съемки простые, делают снимки сами. Когда нужна профессиональная техника (например, широкоугольный объектив) или видео, заказывают профессионалов. Видео о проекте обходится в 20 тысяч рублей, фотографии — в 5—10 тысяч. Переговоры и подписание договора У «Дизайн НФ» нет офиса — для подготовительных работ хватает квартиры, а переговоры ведут по телефону и через интернет. Сначала заказ просто обсуждают: клиент рассказывает о задаче и приценивается. Сказать точную стоимость работы на этом этапе нельзя, но важно заранее обговорить минимальную цену. Иногда Филипп с Наташей приезжали на объект, делали замеры, а потом оказывалось, что у клиента нет на проект денег. Если заказ небольшой или в другом городе, ребята просят заказчика сфотографировать и измерить помещение. Если крупный или сложный — выезжают на объект сами. На месте замеряют стены и называют итоговую цену. В нее входит разработка эскизов, изготовление трафаретов для рисования, сама работа, материалы и проживание ребят, если проект не в Петербурге и не в Москве. 90 000 Рполучили ребята за роспись офиса центра онлайн-образования Выплаты разбиваются на 3 части. После подписания договора клиент оплачивает 20% от стоимости — это аванс для разработки эскиза. Когда эскиз готов — 40% на материалы, еще 40% — после окончания работ. Роспись стоит 2—6 тысяч рублей за квадратный метр. Цена зависит от объема и сложности заказа. Минимальный заказ в Петербурге обойдется в 15 тысяч рублей, в Москве — 30 тысяч (с учетом расходов на дорогу и проживание). Средний заказ — две маленькие стенки и переговорные комнаты — 100 тысяч рублей. У «Дизайн НФ» есть стандартный договор, в котором прописаны условия работы. Почти каждый раз юристы заказчика пытаются что-нибудь изменить: формулировки, количество вариантов эскиза, сроки правок, работы и выплат. Чем крупнее заказчик, тем больше бумажной возни. Если заказывают большой офис, то составляют кучу маленьких договоров на каждый этаж или стенку. Филипп и Наташа отдают права на эскиз заказчику, но могут свободно публиковать результаты в портфолио. Онлайн-кассу не используют — достаточно договора. Гарантия на роспись — 2 года. Краску можно мыть, она не выгорает на солнце и не обсыпается. Иногда сотрудники заказчика случайно портят рисунок, например царапают. Если это случается, Филипп приезжает и поправляет дело за дополнительную плату, если что-то незначительное — бесплатно. На этот случай несколько месяцев ребята хранят трафареты — вдруг придется что-то подправить. Для росписи стен не нужны специальные бумаги и разрешения. Иногда заказчики просят сертификат на краску — это необходимо для соблюдения противопожарной безопасности. Ребята берут его в магазине, когда покупают материалы. Краски и материалы Для граффити используют аэрозольную краску в баллончиках. Филипп покупает ее в магазинах краски со скидкой постоянного покупателя 10—13%. Баллончик краски стоит 300 рублей, его хватает на 1 м². Филипп покупает профессиональные испанские и немецкие марки: «Монтана», «МТН94» и «Артон» — они сохнут и выглядят лучше других. Аэрозольная краска сильно пахнет. Если работать придется в действующем офисе, ребята покупают вододисперсионные или акриловые краски «Тиккурила» и «Литтл-грин» с колером и красят кисточками и валиками. Иногда используют сусальное золото и другие экзотичные материалы, если клиент хочет чего-то особенного. 300 Рстоит баллончик краски. Его хватает на 1 м² Материалы Филипп с Наташей покупают под конкретный проект. С запасом стараются ничего не брать — баллончики негде хранить. Как бы ребята ни планировали, все равно остается лишнее. Срок годности баллона 5—12 лет, поэтому их не выбрасывают. Сейчас у Филиппа и Наташи дома двести баллончиков краски. Кроме краски нужна бумага и пластик для трафарета, самоклеящаяся, монтажная и трафаретная пленки (чтобы приклеить трафарет по периметру), пленка, чтобы укрыть стены и мебель, и респираторы. На материалы уходит 30—40% от стоимости проекта. С какими сложностями сталкиваются На рынке есть агентства, студии и фрилансеры. Агентства работают посредниками — находят клиентов и нанимают художников на проект. У Филиппа и Наташи много предложений от агентств, но они от них отказываются. Агентства часто предлагают банальные идеи или обманывают заказчика: увеличивают стоимость работы, используют портфолио известных художников, а зовут работать более бюджетных. У «Дизайн НФ» часто воруют работы и выдают их за свои. Однажды агентство прислало ребятам предложение о сотрудничестве, в котором в качестве собственных указало работы Филиппа и Наташи. Ребятам приходится часто перерисовывать за другими художниками. Один раз они оказались уже четвертыми исполнителями. Заказчице была важна каждая деталь, и предыдущими работами она осталась недовольна. 300 000 Рв среднем зарабатывают Филипп и Наташа в месяц Иногда сложно рассчитать заранее, сколько уйдет материалов, сколько придется заплатить за работу фрилансеров, дорогу и жилье. Обычно затраты не превышают 50% от оговоренной суммы. Многие клиенты до сих пор не воспринимают искусство как дорогое вложение, а Филиппа с Наташей — как взрослых профессионалов. В массовом сознании граффитчики — это подростки, которые все сделают за копейки. Часто клиентам даже не приходит в голову, что этим можно заниматься профессионально и брать за работу хорошие деньги. Результаты и планы После покупки материалов, оплаты дороги, проживания, труда фрилансеров и налогов ребятам остается 30—50% от стоимости проекта. Средняя чистая прибыль в месяц — 300 тысяч рублей на двоих. Последние полтора года Филипп и Наташа постоянно заняты, у них всегда есть клиенты. Недавно ребята получили самый крупный заказ в своей практике — на роспись 3000 м² в двенадцати офисах Тинькофф-банка, из которых расписали уже четыре. После этого проекта ребята хотят нанять в штат людей. Сейчас они физически не справляются с объемами — несколько месяцев работают без выходных. После негативного опыта работы с художниками они не доверят всю работу другим людям, но хотят найти адекватных помощников.